Как открыть цветочный магазин: гайд для начинающих
Время прочтения — 10 минут
Нужно больше информации?
Смотри наш бесплатный вебинар «Как открыть цветочный магазин с нуля»
Смотреть бесплатно
Взять кредит, оформить ИП и открыть продажу букетов можно за неделю — правда такое дело не проживёт и полгода. Прибыльный цветочный бизнес начинается с двух вещей: любви к цветам и основательной подготовки.
С первым разберётесь самостоятельно, но девятилетний опыт Lacy Bird подсказывает: без любви к цветам во флористике не задерживаются. А с подготовкой поможет этот материал. Давайте разбираться!
Пройдите обучение флористике
Даже если вы не планируете самостоятельно крутить букеты, важно понимать работу наёмных флористов, уметь работать с поставкой и не терять деньги на списаниях.
Обучение даёт понять, что цветочный магазин — это прежде всего про бизнес, а уже потом про творчество.
На курсе Академии Lacy Bird «Современный флорист с нуля» мы объясняем и творческую, и техническую, и бизнес-стороны флористики. Всё о букетах, которые будут покупать:
— цветы, их учёт и уход — колористика и тренды— техники сборки букетов и работа с упаковкой — инструменты продаж и продвижение — найм сотрудников — инструменты флориста и оборудование студии — тонкости флористической индустрии — финансовые модели
На старте важно понять, а покупают ли букеты в вашем регионе. Оцените объём рынка, чтобы не оказаться с полным холодильником цветов, которые никому не нужны.
Объём рынка показывает, сколько людей и как часто покупают продукт за период. Этот показатель выражается в деньгах.
Точный объём рынка можно посчитать только с внутренними данными о продажах, которые сложно выудить из владельцев. Поэтому в расчётах допускаются погрешности и гипотезы.
Простой расчёт рынка цветочного бизнеса на примере Екатеринбурга
Общая статистика населения: 1,5 млн человек живёт в Екатеринбурге 890 тысяч — люди трудоспособного возраста
Средние показатели бизнеса: — 855 магазинов продают букеты (выдача 2GIS по запросу «цветы») — 96 магазинов приходится на 100 тысяч трудоспособных жителей — 1500 рублей — цена среднего букета — 15 букетов продают в день
Объём рынка: 15 × 1500 × 30 = 675 000 рублей в месяц с одного магазина 675 000 × 855 = 577 125 000 рублей в месяц со всех магазинов
Коммерческая флористика помогает снизить себестоимость букета, но при этом увеличить средний чек. Таким приёмам мы учим в Академии.
Соберите стартовый капитал
Количество первых расходов зависит от региона и личных хотелок: открыть цветочный магазин в Москве и в Нижнем Тагиле не одно и то же. Собрать деньги на открытие можно несколькими способами, ниже разбираем популярные.
На открытие цветочного бизнеса, онлайн или офлайн, в среднем нужно от 500 тысяч до 1 млн рублей.
Накопить Если вы собрались начать с работы на себя, а уже потом расширяться, личные накопления — рабочий способ. С постоянным доходом накопите на обучение и инструменты за 3 — 6 месяцев, а цветы можно закупать под заказ.
+ вы никому не должны – сбор нужной суммы займёт время
Взять кредит в банке На апрель 2022 года в России работает программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса, в которой участвуют 100 банков. Только бизнесы из списка могут пользоваться льготами — оптовая и розничная торговли на первом месте.
Чтобы получить льготный кредит, нужно работать официально, собрать пакет документов и подать заявку.
+ деньги получите относительно быстро – ещё одна статья обязательных платежей – будете переплачивать процент
Привлечь инвестора Инвестор — человек, который вкладывает деньги в бизнес, а потом получает часть дохода. В микробизнес чаще инвестируют близкие друзья и родственники. Упрощённый сценарий привлечения инвестиций такой:
Составляете бизнес-план.
Ищите человека, готового к вложениям.
Представляете ему вашу идею.
Инвестор консультируется с финансовым специалистом.
Обсуждаете условия инвестирования.
Получаете деньги и работаете.
Делитесь частью дохода с инвестором.
Инвестор заинтересован в перспективном стартапе так же, как этот стартап в привлечении инвестиций. Поэтому не стесняйтесь рассказывать о своей идее, если уверены в её успехе.
Шансы на успех увеличатся с понятной стратегией развития, опытной командой, готовым прототипом или тестовым запуском продукта, подтверждённым спросом, а в идеале — с первыми продажами.
+ получите деньги сразу в случае одобрения бизнес-плана + возможность обрести надёжного партнёра – придётся делиться доходом и сферами влияния – можно лишиться бизнеса, если основной вклад в его развитие был от инвестора
Определите вашу целевую аудиторию
Любой продукт закрывает потребности группы людей с похожими признаками и интересами — целевой аудитории.
Один бизнес чаще закрывает потребности нескольких групп покупателей. Описания таких групп называют — портретами, а их количество зависит от самого продукта и его разнообразия.
Невозможно закрыть потребности всех жителей города. Выгоднее вкладываться в привлечение конкретной аудитории, которая вероятнее купит у вас цветы.
Прибыль вам принесут люди, а не цветы. Поэтому полезно узнать, какую проблему сможет решить ваш букет или сервис.
Как определить свою ЦА:
Пройдитесь по цветочным и посмотрите страницы онлайн-бизнесов — проанализируйте ассортимент. В поисковую строку вводите популярные запросы: цветы + город, купить цветы + город, купить цветы с доставкой + город.
Запишите, что понравилось, а что нет и почему.
Попросите друзей оценить букеты, которые понравились вам. Скажите, что планируете своё дело, и вам нужна фокус-группа.
Попросите контакты друзей друзей и сделайте то же самое.
Соберите в одну группу людей, которые положительно отозвались о вашей подборке. Попробуйте найти общие качества: возраст, пол, занятость, доход, взгляды, поведение.
Также попробуйте выяснить общие потребности, которые не закрывает ни один цветочный города: скудный ассортимент, быстро умирающие цветы, проблемы с доставкой, медленная сборка или долгий ответ в мессенджере.
Бизнесы соревнуются с прямыми и косвенными конкурентами. Изучайте соперников, чтобы узнать обстановку в нише и улучшить существующий продукт. Также вокруг конкурентов уже сформированы аудитории, и при должном усердии вы завоюете их часть.
С цветочными напрямую конкурируют студии со схожей концепцией, средним чеком, расположением и с одинаковой ЦА. Косвенные конкуренты — компании, которые работают на ту же ЦА, но только продукт производят другой. Например, кондитерская в том же доме или интернет-магазин горшечных растений.
Область сравнения;Цветочный киос «Роман»;Цветочная лавка «Пион»;Студия флористики «Ромашка»;Цветочный магазин «Flowers»
Ассортимент;Роза Эквадор, Кения, Голландия;Пионовидные розы и пионы;Полевые цветы;Экзотические цветы
Продукт;Монобукеты из роз;Монобукеты из пион.роз и пионов + композиции в шляпных коробках;Сборные букеты по каталогу; Авторские букеты по индивидуальному заказу
Формат;Офлайн;Офлайн + онлайн;Онлайн;Онлайн + офлайн
Уровень удовлетворенности обслуживания; Средний;Хороший;Низкий;Высокий
Уникальное торговое предложение;Единственный цветочный магазин в спальном районе;Курьеры доставляют в белых костюмах и на белых лошадях;Доставка за 1 час;Флористы-призёры международных соревнований
Реакция вашей ЦА на УПТ;Интересно;Странно;Отлично;Без разницы
Ценовой сегмент;Низкий;Высокий;Средний;Премиум
Дополнительный сервис;Есть сопутствующие товары: мягкие игрушки, вазы, открытки на выбор;Доставка букетов на аквабоксе и в транспортировочной коробке, кризал, открытка и шоколад ручной работы в подарок к каждому заказу;Доставка букетов на аквабоксе и в транспортировочной коробке, инструкция по уходу и кризал к каждому букету;Доставка букетов на аквабоксе и в транспортировочной коробке, кризал, подписанная флористом авторская открытка к каждому букету. Для офлайна - чашка кофе во время ожидания сборки букета
Реклама;Листовки;Реклама ВК;Нет;Реклама в Яндексе
Известность вашей ЦА;2 из 5;3 из 5;0 из 5;1 из 5
Вы сами определяете критерии для сравнения. Главное — суметь сделать выводы из собранных данных и понять, какая позиция будет выигрышной для вашего бизнеса.
Не переоценивайте себя и сравнивайте с конкурентами соответствующего уровня. Локальную цветочную лавку не стоит сравнивать с московской сетью, разве что для поиска новых фишек продвижения.
Пока учитесь, цветы выгоднее покупать в ближайшем цветочном, а когда начнёте собирать букеты на продажу — на цветочных базах.
Оптовые цветочные базы и рынки работают во всех больших городах, их легко нагуглить. Учитывайте, что у каждого поставщика своя специализация: кустовые розы, пионы или даже техническая зелень.
Цветы на базах продаются пачками. В одной такой пачке чаще всего 12 цветков одного вида.
Первое время выезжайте на закупку самостоятельно. Это занимает время, зато вы отберёте лучшее сырье для бизнеса и договоритесь с менеджером о выгодной цене.
С менеджерами сразу старайтесь найти общий язык, а позже пожинайте плоды: увеличенные скидки, эксклюзивные поставки, срочные отмены без потери предоплаты.
Место для хранения и сборки букетов нужно и офлайн, и онлайн-бизнесам. Разница только в том, что первые строят пространство для клиентов, а вторые — для себя и команды.
Мастерская студентки LBA из Туапсе, Ксении Лейман. Всё необходимое помещается на 24 м².
Базовое оборудование рабочего места флориста:
холодильник для цветов (камера и сопутствующее оборудование)
рабочий стол 2,5 — 4 м² для комфортной работы флориста
Считать цветы, материалы, клиентов и деньги нужно с самого первого коммерческого заказа. Эти магические цифры в столбиках помогают ответить на главные вопросы бизнеса:
Сколько вы потратили на заказ?
Сколько вы заработали?
Почему так вышло?
Как заработать больше?
Когда заказов мало, поможет табличка в Excel или Google Таблицы. Функции у них одинаковые, но у Таблиц открытый доступ для нескольких редакторов — ваш флорист сможет вносить туда данные. Бизнес покрупнее может сразу подключать систему учёта. В Lacy Bird мы используем МойСклад и RetailCRM. Эти системы не флористические — когда мы начинали, таких ещё не было.
Специальную систему учёта для флористики разработали POSiFLORA. Вот что умеет их платформа: — считать средний чек, маржинальность и процент повторных продаж — контролировать курьеров: планировать адреса доставок и отмечать — создавать интернет-магазин без помощи программиста
Совсем недавно мы записали совместный блок для курса LBA «Современный флорист с нуля». Там разбираем массивы информации и реальных кейсов из области цветочного бизнеса разного масштаба, а также даём советы по развитию.
Определите площадки для продажи и продвижения
Первые работы покажите в соцсетях — это бесплатно. На страницы пригласите знакомых, а самых близких друзей попросите поделиться информацией. Такой способ сработает в маленьком городе, где все друг друга знают.
Можно начать с кросспостинга, главное — найти точки соприкосновения с потенциальными клиентами и удержать их внимание.
Начинающие бизнесмены ошибаются, когда делают упор на единственный канал продвижения. Не надо так. Крупные бренды присутствуют минимум на двух площадках — учитесь у них.
Задумайтесь о создании сайта
Таргет в Инстаграме* и Google Ads — всё, в Телеграме — формально есть, но стоимость запуска исчисляется в десятках тысяч евро. Хорошая новость: рекламные мощности есть у VK и Яндекса.
«Сократились заказы из Инстаграма*. Многие перекочевали в сообщество VK — я вела его и до всех этих событий. Всегда работайте на два фронта, меня это спасло. В любом случае у людей останется потребность, и они тем или иным способом будут искать способ её закрыть».
Оксана Девятова
Владелица цветочного магазина, студентка LBA
*Деятельность компании Meta запрещена на территории РФ.
Если рекламное объявление VK может вести на ваше сообщество, то для запуска рекламы в Яндекс.Директ нужен сайт.
Начать можно с простейшего сайта на Тильде — это бесплатный конструктор. Поэкспериментируйте с визуалом, кнопками, расположением блоков. А когда бизнес подрастёт, задумайтесь о переходе на более сложные платформы и работу с веб-разработчиком.
Что ещё нужно сделать на этапе планирования?
Чтобы избежать проблем с налоговой, выберите организационно-правовую форму, выгодную систему для уплаты налогов и официально оформите бизнес. В противном случае нарвётесь на штрафы или даже уголовную ответственность.
Во флористике работают самозанятые, ИП и ООО. Вы вправе самостоятельно выбирать форму компании в зависимости от особенностей бизнеса: количества сотрудников, годового дохода, региональных налоговых ставок.
Тинькофф или Точка консультируют и оформляют бизнесы онлайн — вам не придётся никуда ехать. А в Точке ещё и поддерживающие условия для бизнеса выкатили в связи с мировой повесткой.
Общая таблица: расходы на открытие цветочного бизнеса
Ниже собрали обязательные статьи расходов для офлайн-магазина. Онлайн-магазины требуют значительно меньше вложений на старте, потому что начать продажи можно прямо из дома. Для более точного расчёта внесите ваши данные и прибавьте 20% на непредвиденные расходы.
Стартовые расходы на открытие цветочного бизнеса на примере магазина в г. Малмыж, Кировская область:
Статья расходов;Сумма, руб.
Обучение;100 000
Аренда 44 м² (за 2 месяца);50 000
Ремонт; 150 000
Коммунальные платежи; 6 000
Оборудование для работы (вместе с б/у холодильником);200 000
Цветы, упаковка, сопутствующие материалы;250 000
Зарплата (1 продавец);30 000
Реклама;10 000
Кассовый аппарат;10 000
Бухгалтер (на аутсорсе);3000
Итого;809 000
Поздравляем, вы совершили первое знакомство с флористическим бизнесом. В одну статью физически невозможно уместить все тонкости ведения цветочного дела, поэтому предлагаем сделать следующий шаг и продолжить погружение на бесплатном вебинаре LBA «Как открыть цветочный бизнес с нуля».
Всё ещё сомневаетесь? Тогда смотрите вдохновляющее интервью с основательницей мастерской Lacy Bird и Академии Lacy Bird, Соней Вейбер.