дня
час
мин
сек
02 : 22 : 36 : 60
Выездные мастер-классы в Алматы 10-11 января и 13-14 января в Астане
Выездные мастер-классы в
Алматы 10-11 января и 13-14 января в Астане
Курсы
О нас
Полезное
EN
Курсы
О нас
Полезное
Вебинары
Курсы
Очные курсы
Онлайн курсы
Расписание
О нас
Об академии
7 секретов Lacy Bird
Контакты
Полезное
Энциклопедия цветов
Биржа труда
Подари курс
Журнал
Тест флориста
Цветочные базы и фермы
Мы используем файлы cookie для удобства пользования сайтом.
OK
бизнес

Как искать, нанимать и мотивировать флористов

«Долго ищем.
Платим больше рынка.
Быстро расстаёмся».
(Нетфликс)
Флористические студии хотят, чтобы у них работали крутые специалисты, но не всегда понимают, что нужно сделать для их привлечения — одной зарплатой здесь не обойдёшься :)

В Lacy Bird команда подбирается как пазл, и мы постоянно ищем новые способы сделать нашу работу эффективнее. В этом материале разбираем полный цикл жизни сотрудника в компании: от поиска до безболезненного расставания.

Где найти флориста

Поиск сотрудников занимает много времени и сил, а прогрессивные студии вообще его никогда не прекращают, потому что толковый флорист никогда не будет лишним в штате.

Есть несколько популярных каналов, чтобы найти сотрудника: сарафанное радио, job-сайты и соцсети студии. Наиболее эффективный первый — сарафанное радио, потому что вы получаете рекомендацию от человека, которому доверяете.
Академия Lacy Bird: где найти вакансии флориста
Практически у каждого человека, который ищет работу, есть резюме на hh.ru — это удобно и бесплатно. А вот работодателям придётся заплатить за возможность просматривать резюме.
К стандартным источникам кадров добавляются узконаправленные — профессиональные чаты в Телеграме и закрытые сообщества. У нас тоже есть подобный чат LBA JOBS, чтобы классные флористы и прогрессивные студии могли найтись.

Как HR-бренд студии поможет привлечь сильных сотрудников

Если вы задались целью собрать команду сильных специалистов, то прежде всего задайте себе вопросы «Зачем флорист пойдёт в мою студию?», «С какой стати он выберет именно меня?». Да-да, такие вопросы должны задавать себе не только соискатели, но и работодатели.

HR-бренд — это корпоративная репутация студии, мнение среди соискателей. Принято считать, что формированием мнения о себе занимаются только огромные компании, но это не совсем так.

Коллективы на 2 — 5 человек могут также иметь сильный HR-бренд и со временем масштабироваться, потому что у них хотят работать. Когда желающих работать у вас больше, чем вакансий, вы можете отбирать сильнейших.

Из чего состоит hr-бренд цветочной студии

  1. Отзывы сотрудников: действующих и бывших.
  2. Сайт студии: его организация и ассортимент.
  3. Соцсети: контент, TOV, тренды.
  4. Манера общения: с клиентами и подписчиками; причём не только в соцсетях, но и лично в магазине или в мессенджерах.
  5. Фирменный стиль.
  6. Миссия и ценности: на каких принципах строится студия, к каким целям стремится, что вкладывает в работу.
Академия Lacy Bird: пример оформления онлайн-витрины цветочного магазина
Академия Lacy Bird: пример миссии и ценностей цветочного магазина
По сайту Lacy Bird понятно, что мы крупная цветочная компания. На главной странице вы видите яркие букеты, а также разделы с основными направлениями нашей работы помимо продажи букетов.

Пример идеальной вакансии

Текст вакансии похож на поисковый запрос в браузере — чем он точнее и понятнее, тем более подходящий человек откликнется на него. Где бы вы не разместили объявление о поиске сотрудника, оно не должно выглядеть «мутным».

Как описать вакансию без hr-специалиста

Обязательно указывайте название студии и должности. Если с первым всё понятно, то второе лучше сразу уточнять «креативный флорист», «ночной флорист», «помощник флориста на мероприятия».

Добавьте абзац-знакомство. Представьтесь перед тем как указывать требования. Из двух-трёх предложений соискатель поймёт, кто вы, ваш TOV и почему вы решили открыть найм.

Будьте точны в описании и требованиях. Вы как руководитель точно знаете, для чего вам ещё один человек в штате. Поэтому не пишите общие фразы, а используйте конкретные формулировки.
Не скрывайте условия работы и размер зарплаты. Желание расти, учиться и вдохновляться — это мощные мотиваторы сотрудника, но работу ищут, чтобы зарабатывать. Укажите в тексте вакансии возможные графики работы и какую зарплату вы готовы платить.

На что обращать внимание в резюме и портфолио

Мы уже выпустили большой материал о поиске работы флористом и там подробно описали идеальные резюме и портфолио. Здесь разберём несколько важных моментов для работодателя.

Во-первых, по резюме должно быть заметно, что человек озаботился, выделил время, структурировал, поработал над самопрезентацией. Первый хороший знак — качественное фото и в целом его наличие.
Найти близкого по духу новичка и обучить его часто эффективнее, чем нанимать «звезду», с которой невозможно сработаться.
Также обращайте внимание на разделы вроде «о себе», которые пишутся в свободной форме: что человек счёл нужным указать, как формулирует мысли, сходятся ли его ценности с вашими.

Первые признаки хорошего кандидата

Впечатление о кандидате вы можете составить уже при первой личной встрече. Мы выделяем несколько полезных маркеров, чтобы меньше ошибаться с кандидатами и не тратить ни их, ни наше время.

1. Готовность к собеседованию. Заметно, что человек изучил студию, изучил стиль, знает ключевых сотрудников и основную философию.

2. Чувствует стиль букетов. Когда после общения вы предлагаете собрать букет, разумеется, 100% попадания не будет, но вы заметите, как человек подходит к работе, верное ли у него направление.

Лайфхак: попросите поправить букет после ваших комментариев. Если кандидат справляется, значит он обучаем и воспринимает критику.

3. Ухоженный внешний вид. Нейтральный маникюр — готовность работать руками, чистые ухоженные волосы — утром было не всё равно, куда идти на встречу, одежда и стиль в целом — уже можете судить совпадают у вас стили или нет.

Подходящий сотрудник в стиле Lacy Bird

У каждого руководителя свои представления об идеальном сотруднике. Здесь мы расскажем, что ценим в сотрудниках нашей компании.

Гибкий. Нам важно, чтобы человек был готов подстраиваться под изменчивые условия флористического бизнеса. К тому же, сам стиль сборки букетов может трансформироваться, и это придётся принять.

Стабильный. Не пропускает смены без причины, ответственный за результат работы, не опаздывает. Человек, на которого можно рассчитывать, потому что он не «сольётся».

Влюблённый в своё дело. Букеты, собранные из-под палки, не вызывают нужных эмоций у клиентов. Также отвращение к ежедневной работе разрушит психику не только сотрудника, но и людей вокруг.

Проактивный.
Очень ценим предложения, новые идеи и желание учиться. Также здорово, когда сотрудник способен думать наперёд и не ограничиваться рамками ТЗ.

Умеет продавать. Особенно полезны такие сотрудники в офлайн-точках. Даже если человек пока не очень хорошо собирает букеты, он сможет распродать всю витрину.

Коммерческий флорист. Для бизнеса важно осознавать, что букет должен соответствовать ожиданиям клиента и приносить прибыль. Одного осознания, конечно, недостаточно, нужно владеть приёмами коммерческой флористики.

Аккуратный. Флористика дело творческое, но творческий беспорядок у нас не приветствуется. Рабочее место и помещение студии стоит поддерживать в чистоте, чтобы как минимум не терять инструменты и не отталкивать клиентов.

Лайфхак: после тестового букета заметьте, в каком состоянии кандидат оставил рабочее место.

Думает, как собственник бизнеса — качество краснокнижного сотрудника. Имеется в виду, вообще способен проявить эмпатию, болеет за студию, в которой работает и старается её как-то усилить, думает о сокращении расходов, о том, как может помочь со своей позиции.

Как мотивировать сотрудников

Мы используем несколько видов мотивации сотрудников. Для разных должностей и разных людей срабатывают свои виды мотивации. Рассмотрим, какие варианты есть у владельцев и управляющих бизнесом.
Академия Lacy Bird: факторы мотивации для флористов
Без соблюдения гигиены труда трудно удержать сотрудника, применяя только нематериальную мотивацию. Сначала закройте базовые потребности, а уже потом развивайте энтузиазм.
Когда отправляете своих флористов на обучение, не забывайте дать дополнительную мотивацию — зачем им идти учиться? Будет ли расширение ответственности или, например, повышение до креативного флориста?
Спросили у нескольких сотрудников Lacy Bird, что они думают о методах мотивации. Вы можете провести у себя такой же опрос через Гугл Форму и узнать, что на самом деле мотивирует вашу команду.
«Я выделяю несколько эффективных видов мотивации: достижение личных и командных финансовых показателей + выполнение KPI, целеполагание и переход на семейную модель бизнеса.

В Lacy Bird высокая текучка кадров, но при этом руководство дает возможность самореализовываться, не ограничивает в плане роста, готовы обсуждать любые идеи и в целом создают благоприятную атмосферу для саморегулирования корпоративной среды».

Олег,
отдел продаж
«Реально мотивируют деньги, интересные задачи и цели бренда, совпадающие с амбициями сотрудника. Мы сильный бренд во флористической сфере и ищем фанатов бренда. Порой это гораздо важнее, чем хард и софт скиллы. Поощряем творческое решение задач, потому что в нашей сфере мало кто дает возможность творить и реализовывать себя».

Лёша,
СЕО Академии Lacy Bird
Флористов мотивирует работа в престижном бренде, возможность развития, адекватный профессиональный коллектив, работа с цветами, признание, денежная мотивация.
«Приятно работать в престижной компании, в талантливом и дружном коллективе. А ещё стиль Lacy Bird очень откликается моему видению прекрасного».

«Для меня самый мощный вид мотивации смешанный: денежный и момент признания. Я не верю в исключительно денежную мотивацию, и в исключительно хвалебную. Для меня нет мотивации сильнее чем крупная зп в совокупности со словами благодарности или похвалы. Кнут вообще не считаю мотивацией — если прилетают замечания в не самой мягкой форме, руки опускаются».

«Для меня работают деньги и перспективы. Можно заманить меня этим куда угодно, особенно вторым».

Флористы Lacy Bird,
которые предпочли сохранить анонимность

Какие штрафы применяются во флористике

К сожалению, в бизнесе не уйти от штрафных санкций. Они нужны, чтобы рационально использовать материалы, время и другие ресурсы. Самое верное решение — сначала ввести премии, а уже потом штрафы.

Виды штрафов во флористике:
  • за превышение процента списания
  • некачественные цветы в букете
  • опоздание
  • беспорядок на рабочем месте
  • ответственность перед клиентом (проблемы с букетом — дали скидку — скидка вычитается из зп сотрудника)
В Lacy Bird был опыт штрафов за превышение процента списания, но перед этим мы ввели премию за списание в рамках нормы или даже меньше. Со временем эта схема перестала работать, флористы начали хитрить с датами списания. В итоге штраф отменили.

До сих пор есть штраф за некачественный цветок в букете. Если в течение трёх дней клиент пишет, что с букетом что-то не так, мы начинаем расследование. Когда выясняется, что не прав всё-таки флорист, а не клиент или курьер, мы применяем штраф.

Как расставаться с сотрудниками

Увольнение или добровольный уход могут быть безболезненными — без гневных сообщений, вражды на всю жизнь и скандалов. В узкой сфере лучше поддерживать хорошие отношения. Рассказываем, как их сохранить после расставания с сотрудником.

  1. Предупреждайте заранее и не используйте агрессивное порицание в момент объяснения причин.
  2. Дайте обратную связь, чтобы человек мог развиваться дальше, пусть уже и не в вашей студии.
  3. Дайте возможность найти работу, то есть не увольняйте день в день.
  4. Попробуйте пересмотреть должность — возможно, человек просто не на своём месте.
  5. Оценивайте человека, как сотрудника в пределах должности. Для личных притирок существует испытательный срок или стажировка.
Для каждой компании процесс подбора и мотивации сотрудников индивидуален. Важно слышать свою команду, действовать и анализировать рабочие варианты. Помните, что люди — это самое ценное в вашем бизнесе.