кейсы

Команда из четырёх человек создаёт цветочные декорации для модных домов

Как работает индивидуальный подход в алматинском бюро цветов BAQBAQ
В июне 2021 Наташа Хван и Венера Джусупова открыли бюро цветов BAQBAQ (прим. бак-бак) в Алматы. Бюро всего полтора года, а они уже работают с модными домами и брендами. Архитектурные композиции BAQBAQ можно встретить в бутиках Hermès, Dolce & Gabbana, Gucci, Valentino.

В этом интервью пытаемся разобраться, в чём успех камерной алматинской студии, и открываем вам опыт зарубежного цветочного бизнеса с индивидуальным, практически интимным подходом.
Наташа Хван и Венера Джусупова — основательницы цветочного бюро BAQBAQ, Алматы
Наташа Хван и Венера Джусупова — основательницы цветочного бюро BAQBAQ, Алматы
— Сколько человек сейчас трудится в команде бюро?

— У нас два звездных флориста: Наташа Ильясова и Тахмина Фархатова. 1 июня 2021 года мы открылись и с тех пор вместе. Девочки в нас поверили – опыта в этой сфере у нас не было. Это доверие – большая ответственность и мотивация для нас каждый день. Их золотые руки – один из самых ценных ресурсов бюро. И горячие сердца, конечно! Это все не про работу. Про страсть, про развитие и большую любовь к цветам. По результатам видно, что эта любовь нежная и взаимная.

Каждую неделю в аккаунте бюро появляются запросы и предложения от флористов о совместной работе и от кандидатов без опыта. Для последних хочется отметить, что, как и в любом серьезном деле, во флористике много труда. Физического и интеллектуального. Холодильники, холодная вода, тысячи стеблей для обработки, гигиена цветов, коробки, ведра. Таблицы, иксель, бюджеты, заказы. Если и такая романтика для вас, внимание – мы готовы брать практикантов.

Также есть список классных флористов, которых мы привлекаем в декабре и марте, на масштабные оформления. В период больших проектов привлекаются проджект-менеджеры.


— Если команда такая камерная, выходит, что каждый оказывает влияние на работу?

— Абсолютно так. Мы сами не собираем букеты, но можем четко объяснить и показать финальную картинку. Девочки сдабривают вводные опытом и фантазией, и в этой синергии получается то, что вы видите.
Декорации для дома
Про камерность – пока у нас не много клиентов, и это позволяет обрабатывать ритейл запросы глубоко и уделять им время. Мы знаем большинство покупателей по имени, их предпочтения в цветах, нюансы упаковки и доставки лояльных клиентов. Сложно переоценить важность CRM в любом сервисе. Для нас, как руководителей, одна из важных задач – не потерять индивидуального подхода при росте компании.


— Вы делаете много интерьерных оформлений. С чем связана такая популярность декора?

Прелесть в том, что наша страна очень щедра и гостеприимна, и ходить друг другу в гости – красивая и распространенная традиция. К званым обедам и ужинам готовятся с внимательностью и трепетом. Включая оформление пространства.
После ковидного карантина люди стали больше внимания уделять дому и обустройству его уюта. Этот фактор тоже положительно влияет на заказы интерьерных композиций. Восторг, радость, удовольствие созерцать красивое и эфемерное, ощущение торжественности и неповторимости момента – вот зачем нужны наши цветы дома.
Оформление домашнего ужина.
Часто клиенты заказывают оформления ресторана на свой праздник на 10-12 человек, и это для нас тоже целый, пусть и маленький, проект. Какой повод, какой именинник и его гости, сценарий и лейтмотив? Как органично вписать эту историю в визуальные принципы бюро и интерьер ресторана? Только проанализировав все детали мы поймем – цветущие ветки или декоративные ананасы.


— Перед интервью вы упомянули новый проект. Можете рассказать, что это?

Это было коммерческое мероприятие, частное, закрытое. Что вкладывается в понятие «коммерческое»? Первоочередно оно приносит финансовый выхлоп, а не творческое удовлетворение. Год назад мы брались только за букеты и оформления, несущие – по-нашему мнению – новое и необычное в индустрию флористики в Казахстане. Не потому, что считаем другое видение хуже или лучше, а потому, что есть много хороших студий, которые могут выполнить классическое оформление. Нам хотелось и хочется показать зрителю новую проекцию, другой взгляд на гвоздики, хризантему и герберы. Обязательно посетите нашу энциклопедию цветов. Поджечь их фантазию так, что искрится внутри, вдохновить и вызвать радость восторга! Нам каждый раз хочется танцевать творческое танго. Нюанс в том, что партнера для него найти достаточно сложно.Но для оплаты аренды и выплаты налогов можем станцевать вальс. И он тоже будет очень красивым и в удовольствие!
Ресторанный декор к ужину с итальянским шеф-поваром.
— Предновогодний сезон. Готовитесь или в Казахстане это непопулярное время для цветов?

— Новый год — особенный сезон и для Казахстана. Для всего ритейл направления, это заметно по статистике продаж. Нам повезло, что мы раньше большинства начинаем чувствовать праздник, примерно с октября. Ель, пихта, игрушки — всё заказываем за несколько месяцев, потому что в Казахстане часто случаются перебои с поставками.

В ноябре начинаются волшебные праздничные ужины при свечах и первом снеге. У бюро два направления работы: розничные продажи и декор. Декор приносит большую часть прибыли в декабре — частное и корпоративное оформление.

На 15-20 декабря приходятся активные заказы в рознице. В гости или любимый дом. В этом месяце популярны новогодние композиции и венки.
Букеты с хвойными ветками в стиле BAQBAQ.
— Чтобы сократить проблемы из-за перебоев в поставках, используете в работе цветы местных фермеров?

На территории Казахстана для большого опта выращивают розы, хризантемы, георгины, тюльпаны. Но сезонно. Мы всегда предпочтем предложение наших фермеров импорту, если позиции одинаковые, и не только из патриотических соображений – это дешевле и экологичнее.

Интересная тенденция — многие оформляют оптовые поставки из Узбекистана в этом году. Прямо массово: гвоздика, хризантема, гербера. Для нас это было открытие. Качество цветка из Узбекистана разное. Всё ведь зависит от логистики. В Голландии это на потоке, а ребята из Узбекистана только-только отлаживают схему.

— Вы используете коллекции в работе?

— Мы не делаем коллекции в общепринятом понимании, но задаём направление: фирменные букеты или арт-букеты. Если клиенту хочется чего-то дюже необычного, то мы собираем арт-букет. Например, 5 стеблей с акцентом не на пышность, размер, а на архитектурные линии и экзотичность.

Каждый букет собирается индивидуально по пожеланиям клиента – цветы, оттенки, характер. Такое при запуске коллекций невозможно.

Однако, для оптимизации времени коллекции запускаются перед 8 марта, когда трафик увеличивается в разы.
Композиции BAQBAQ с акцентом на линии роста цветков.
— Откуда берётся вдохновение для ваших креативных композиций?

Как и в любом творческом направлении вдохновение – это то, что нас окружает. Книги, музыка, фильмы, художественные галереи, архитектура, дети, люди, поступки, еда… ничего нового. Среди всех восхитительных источников, которые неизменно ложатся в основу нашего творчества, можно выделить два. Первый – смена сезонов. Желтые георгины греют дом почти так же, как летнее солнце! А тонкое кружево серебристого аспарагуса повторяет узор инея. Второй определяющий фактор – история, характер и цель клиента или бренда, с которым предстоит работать. Мы считаем, что это редкий талант – чувствовать эстетику бренда и уметь доносить ее через цветы.
Cartier: презентация высокого ювелирного искусства в отеле Ritz-Carlton.
Например, цветы VanCleef&Arpels изящные, воздушные и романтичные, нежных оттенков. Цветы Cartier яркие, крупные, акцентные, экзотичные. Но, конечно, каждый раз учитываются и повод, и сообщение.


— В цветочный бизнес без флористического прошлого. Как не прогореть?

В нашем частном случае мы видим больше плюсов в том, что ранее имели опыт, не связанный с флористикой. Мы понимаем, что такое бренд, проектный менеджмент, бюджетирование, сервис, софт скиллс, операционная работа и бухгалтерия. Это важно для любого бизнеса.

В свое время понять специфику цветочного бизнеса изнутри помог курс LBA, по запуску студии флористики, который мы проходили в Москве, включая практику. Это профессиональный обзор всех аспектов, от учета цветов до съемок в Instagram. Было интересно общаться с другими студентами, потому что у всех разные кейсы и практики.

Я думаю, что периодически даже опытным владельцам бизнеса полезно такое обучение, чтобы узнать о новых тенденциях и программах.
Слева направо: BAQBAQ для Gucci, Valentino и YSL.
— Как обрести свой стиль?

— Понять, что нравится и доставляет кайф. Подобрать референсы. Понять, что отличает вас о других студий и предложений. Быть свободным и не бояться делать то, что нравится именно вам.

Помнить, что стиль в коммерции – это не только творчество. Это смыслы, принципы и дисциплина.

Во вторую очередь рекомендуем рассчитать бизнес модель.


— Можете тезисно описать принципы работы BAQBAQ?

— Давайте смотреть с точки зрения клиента. За каждой идеей должен стоять концепт, которому соответствуют все детали. За каждым концептом – смысл или идея, отвечающие поводу. Мы стараемся делать так, чтобы гости/получатели букета ощущали магию и красоту момента. Ответственно подходить к любой коммуникации и не опаздывать. Ни с дедлайнами, ни на монтаж. Экономим время. С течением времени и совместной работы наши клиенты и партнеры начинают доверять, отправляя бриф и получая результат без промежуточных проверок.
Каждый букет BAQBAQ создаётся индивидуально под запрос клиента.
— У вас не так много подписчиков в Инстаграм*, это какая-то особенная стратегия? Только ценители?

— Instagram – наша точка роста. Нужно больше работать для его развития. Все, кто на нас сейчас подписан, это наш клиентский круг. Как-то мы пришли в агентство за таргетированной рекламой, и в итоге те люди, которых нам привели, не оказались нашей ЦА.У нас есть общий стиль бюро, ведения страницы, фото (в том числе благодаря нашему курсу по мобильной фотографии). Если говорить про какие-то классические рекламные методы, они нам не подходят, поэтому мы будем искать свой способ. Если ты классный таргетолог или SMM-специалист и читаешь этот текст, напиши нам!
А если ты только мечтаешь начать своё цветочное дело, вот отличный гайд по запуску — вдохновляет и направляет.

Если говорить в целом о сотнях тысяч подписчиков, наверное, это не совсем про нас, так как мы делаем не массовый продукт.


— Есть ли в Алматы цветочный нетворкинг?

Мы уважительно относимся к флористам из других студий. Важно поддерживать здоровые отношения, потому что некоторые цветы, например, можно заказать только в большом количестве. Для нас одних будет дорого, а вместе справимся.

У нас в What'sappесть чат алматинских цветочников, где мы пишем актуальные новости или запросы: срочно нужен цветок, излишек в поставке, цветок по классной цене. Такая взаимопомощь, и это здорово.
Академия Lacy Bird: Цветочные декорации для модных домов, фото
BAQBAQ для мероприятия Air Astana.
— Как вы относитесь к конкуренции? Как изменился рынок с появлением бюро?

Конкуренция совершенствует продукт и сервис, мотивирует и развивает рынок, образ мышления. Клиенты много раз отправляли букеты других студий с комментариями о схожести. Это, в свою очередь, продвигает нас к новым решениям, что тоже круто. Фантазия – наш – и ваш – главный и уникальный инструмент, поэтому бояться конкуренции не нужно.

Мы маленькие, и утверждать, что мы изменили рынок, пока рано, но мы однозначно оказываем влияние.


— В конце интервью несколько слов о мировой повестке. События 24 февраля повлияли на работу бюро?

— Эти события оказали влияние на весь мир: страны СНГ и не только. Все мы взаимосвязаны экономически, географически и эмоционально. Разумеется, мы заметили повышение стоимости материалов. На всё, что мы импортируем, цены изменились примерно в два раза.

Также у нас есть клиенты из России, Москвы в частности, — были проблемы с оплатами. Сейчас ситуация стала чуть лучше, выходы есть.

Эмоционально сложно переживать эти перемены, а цветы в целом про эмоции. Особенно когда проблемы у любимых соседей, становится сложнее транслировать свет и любовь.


— Что помогает вам справляться?

— Периодически бизнес потряхивает, но справляемся. Считаем, что от настроя команды и руководителя зависит многое. Мы стараемся быть на позитиве, работать с существующими возможностями, по-доброму, посветлому, с любовью. По-простому – делать усердно и хорошо то, что умеем.

*Деятельность компании Meta запрещена на территории РФ.

Больше статей по теме